ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ села Новый Мултан ИСТОРИЯ СОХРАНИВШИХСЯ ЗДАНИЙ

2). ПРЕЗЕНТАЦИЯ, 2012 год. История сохранившихся зданий

Публикуем статью С.С. Ворожцова, член Увинского отделения Российского общества историков-архивистов, член Приходского собрания Храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Новый Мултан, руководитель проекта Прихода с. Новый Мултан «Православная инициатива-2011», написанную в 2012 году.

 1). СТАТЬЯ, 2012 год. История сохранившихся зданий. (ОКОНЧАТ.ВАРИАНТ)

 2). ПРЕЗЕНТАЦИЯ, 2012 год. История сохранившихся зданий

ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

села Новый Мултан

История сохранившихся зданий

 

Первое, что бросается в глаза при подъезде к Новому Мултану, – это сельский пруд:  большой, красивый, с голубой от отражающегося в ней в солнечную погоду неба гладью воды.

Сразу за плотиной, делая небольшой изгиб в северо-восточном направлении, дорога уходит в гору. И тут, по правую руку от дороги, на самом подъеме, еще всего лишь пару лет назад непременно можно было заметить два двухэтажных дома старинной – по всей видимости, еще дореволюционной – постройки. Они настолько притягивали взгляд своей индивидуальностью и – одновременно – таким внешним сходством между собой, что невольно хотелось к ним подойти, рассмотреть их поближе.

Не удержался от этого и я, когда увидел эти дома впервые, в 1995-м году. То же самое делаю каждый раз и теперь, хотя бывать доводится в Новом Мултане гораздо чаще, чем еще несколько лет назад. И каждый раз испытываю при этом какое-то внутреннее волнение…

Чем же они так необычны?

При внимательном взгляде на эти здания почти сразу замечаешь, что единственное принципиальное различие в их внешнем облике (и это бросается в глаза) заключается в том, что правый дом полностью сложен из кирпича, а у левого каменным является только первый этаж; второй же срублен был когда-то из дерева и, судя по всему, почти сразу обшит профильными досками. Причем, самым интересным в  архитектуре домов является то, что идентичны друг другу не только их первые этажи. Оба вторых этажа, включая декоративные элементы фасадов и башенки крыш, практически, тоже повторяют друг друга. И это несмотря на то, что основным материалом для одного из них послужил кирпич, а для другого – дерево!

Однако это еще не все.

Прямо между этими домами буквально втиснуто безликое двухэтажное здание из серого силикатного кирпича, представляющее собой яркий – как бы странно это ни звучало рядом с определением “безликое” – образец классической постройки 70-х годов ХХ века. Оно настолько выпадает из объединяющего оба старинных здания стиля, что остается только гадать, какими архитектурными принципами руководствовались те представители советской эпохи, которые принимали решение о его строительстве.

Хотя… многое становится ясным в причинах появления здесь этого немого свидетеля скудости архитектурной мысли, если вспомнить, что на этом самом месте, между домами, когда-то величаво возвышалась 36-ти метровая колокольня, в нижнем ярусе которой располагался главный вход в самую большую и красивую в округе пятипрестольную Покровскую церковь, вмещавшую под своими сводами во время церковных праздников до 2-х тысяч прихожан, что стекались сюда под звон всех ее одиннадцати колоколов, самый главный из которых – воскресный, с литыми изображениями Богоявления Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца, весил более 175 пудов, (или около 3-х тонн)[1] и был слышен на многие и многие версты вокруг.

Как и многие другие храмы Удмуртии, этот храм, вместе с колокольней, был снесен в годы всеобщей атеизации общества и возведенной в ранг государственной политики борьбы с религией и ее представителями. Этот скорбный процесс был особенно активен в 1937-41-м годах, а затем продолжен в начале 60-х, когда в республике около 300 зданий церквей сначала были разграблены, а затем  необратимо искажены или полностью разрушены. А поскольку церковь всегда было образующим центром и главным отличительным признаком любого села, их повальное уничтожение приводило к его обезличиванию, потере индивидуальности. Как результат, застройка Удмуртии утратила самые яркие композиционные узлы, которые так и не были восполнены равноценными произведениями советской архитектуры[2].

После сноса церкви в Новом Мултане место между нашими зданиями и за ними как-то сразу опустело и осиротело, и сама эта пустота стала служить немым укором тем, кто решился лишить село его главной достопримечательности. Одновременно с разрушением здания самой церкви, было уничтожено и находившееся при ней кладбище, на котором хоронили ее священников и самых уважаемых жителей села. Вместе с этим кладбищем исчезла и могила моего прадеда, настоятеля Покровской церкви с. Новый Мултан с 1 января 1917-го года, о. Всеволода (Кибардина)[3], умершего от тифа после причащения одного из прихожан и похороненного здесь  в 1920-м…

В том числе и для того, чтобы ничто уже не напоминало о содеянном ею грехе, советская власть и решила заполнить пустоту, зияющую между чудом оставшимися не тронутыми домами, новой постройкой.

А поскольку в селах после уничтожения храмов, практически, ничего более не строилось по индивидуальным проектам профессиональных архитекторов, в них стали появляться в огромном количестве типовые здания и сооружения – серые и по цвету, и по стилю, среди которых “безликое” мултанское  – лишь одно из многих…

Однако не поиски ответа на вопрос о причинах его появления являются нашей сегодняшней целью.

Наша цель – сами старинные здания Нового Мултана. Кто, когда их построил, на какие средства, кому они принадлежали? И – главное – как складывается их дальнейшая судьба сейчас, когда XXI век уже твердо вступил в свои права?  – Вот тот примерный перечень вопросов, на которые предстоит сейчас найти и, по возможности,  дать ответы.

И вновь, как уже было не раз, неоценимую помощь в этом окажут нам документы, бережно сохраненные в фондах  Центрального Государственного архива Удмуртской республики.

 

Надо сказать, что сведений об этих зданиях сохранилось не очень много. Причем, сведения эти – в основном – об их судьбе, что сложилась до Октябрьской революции 1917 года. Однако, как показало время, именно эта информация оказала самое непосредственное влияние на их складывающуюся уже в наши дни историю…

Пожалуй, первую озвученную в средствах массовой информации дату постройки самых древних из  сохранившихся до наших дней старых домов Нового Мултана, я прочел в 2006 году в Интернете, в статье доктора исторических наук Евгения Шумилова «Удмурты-предприниматели», опубликованной во втором номере газеты «Своё дело» за 2002 год. В ней автор утверждал, что оба здания были построены в 1853-м году[4].

Близкую дату – 1854-й год – называет в своей статье «Просвещение христианством вотяков Мултанского прихода Малмыжского уезда», опубликованной в нескольких номерах «Вятских Епархиальных Ведомостей» за 1900-й год, и священник Покровской церкви Василий Курбановский, определенный на эту должность в с. Новый Мултан в сентябре 1894-го года[5]. Он, в частности, пишет: «К концу 50-х годов Мултанское духовенство начинает хлопотать… об открытии в селе приходского училища на средства Палаты Государственных Имуществ. Для училища духовенство уступает, не безмездно впрочем, один из 2-х каменных церковных домов, построенных в 1854 году»[6].

Итак, перед нами две версии, две даты наступления одного и того же события. Кто же более точен в своих утверждениях? Или – быть может –  существуют и другие версии?…

Попытаемся найти ответ в документах, которые мне удалось найти в Государственном архиве УР.

Отметим, что наиболее полная информация о той или иной церкви содержится, как правило, в так называемых “Клировых ведомостях”[7]. Эти ведомости были введены в России в 1769 году и включали в себя небольшое описание церкви, время ее строительства и освящения, сведения о священноцерковнослужителях, их женах и детях. Такие “списки” должны были ежегодно составлять сами служители церкви, а потому заглянем в одну из тех ведомостей, что составлена была в близкий от вероятных дат строительства интересующих нас зданий временной промежуток – в «Ведомость Церкви Покровской Малмыжскаго Уезда села Мултанскаго, о Священноцер-ковнослужителях и прихожанах  к ней принадлежащих, за 1857-й год». Как следует из названия, документ был составлен спустя 3 – максимум 4 года после предполагаемой даты постройки домов. Справедливо предположить, что факт их строительства должен был найти свое отражение в описании принадлежащего церкви имущества.

Однако в пункте 9-м указанной Ведомости читаем: «Зданий принадлежащих к сей церкви, кроме деревяннаго анбара никаких нет»[8]. А вот это уже интересно! Трудно представить, что 8 священнослужителей и один церковный староста – а именно столько людей заверили своими подписями данную Ведомость – не заметили появления возле самого входа в церковь двух новых зданий. Так, может быть, к 1857-му году их еще просто не было, и обе предполагаемые даты – и 1853-й, и 1854-й – неверны? Когда же, в таком случае, эти дома появились?

Попытаемся раскрыть эту загадку, изучив документы, объединенные в одной архивной папке под общим названием «Сведения о недвижимом имуществе церквей Поломского благочиния за 1860 г.» и относящиеся к тому периоду, когда Мултанская церковь находилась в подчинении Глазовского Духовного Правления в составе благочиннического округа под началом священника Троицкой церкви села Полом Глазовского уезда Петра Мышкина[9].

В рассматриваемом Деле собраны Ведомости, составленные общими усилиями священноцерковнослужителей всех семи церквей округа во исполнение Указа Святейшего Правительствующего Синода от 18 Января 1860 года, за № 123, о представлении «…сведений о всех вообще недвижимых имуществах, принадлежащих духовным установлениям, необходимых для соображений по разным возникающим в Синоде хозяйственным и административным вопросам»[10], а также Указы Правления и соответствующая переписка.

Сохранились подписи служителей церквей округа, удостоверяющие факт ознакомления их с Указом из Глазовского Духовного Правления от 11 Апреля 1860 года, за № 196, составленным – как и полагалось тогда – от имени Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского Александра II и дублировавшим суть требований Указа Синода № 123. В частности, служители Мултанской церкви, во главе со своим настоятелем, священником Иоанном Капачинским, поставили свои подписи 23 Мая 1860 г.[11], после чего  и приступили к выполнению поступившего Указа.

Составляемая Ведомость предполагала, согласно Указу, наличие шести граф, «…из коих в первой должно быть показано наименование и пространство имуществ, во второй назначение оных, в третией доходы ими приносимые, в четвертой расходы на их содержание употребляемые, в пятой как означенные имущества приобретены, т.е. от частных благотворительных пожертвований, или покупкою на собственные способы духовнаго ведомства, или если то будут земли и угодья понаделу, в узаконенную пропорцию, в шестой, сколько недостает земли до узаконенной пропорции»[12].

Вскоре объединенная Ведомость, включающая данные по всем церквям округа по состоянию на 1 июня 1860 года, была готова и представлена в Глазовское Правление. В графе «Наименование и пространство имуществ», под пунктом 7, читаем: «В Мултанском Покровской церкви тридцать три десятины земли, которою пользуются крестьяне без всяких с духовенством условий…». И далее неожиданное: «…А других имуществ и угодий при сей церкви нет»[13].

Как же так? Неужели ни одна из предполагаемых дат строительства интересующих нас зданий настолько не соответствует истине?

Однако содержание следующего документа из изучаемого Дела все же дарит некоторую надежду на то, что в приведенные в Ведомости данные, возможно, просто закралась какая-то неточность, вызванная неполным пониманием служителями церкви, какой же объем данных по недвижимому имуществу требует предоставить Указ.

Документ этот – письмо от 7-го Июня 1860 года, подготовленное членом Глазовского Духовного Правления священником Петром Александровым и направленное отцу Петру Мышкину в ответ на присланный им отчет. В нем, в частности, говорится: «…Глазовское Духовное Правление слушали рапорт Ваш от 1 сего Июня, за № 137, с представлением ведомости о недвижимых имуществах по церквам Вашего Благочиния. Приказали: Указом из Духовной Консистории от 26 Марта требуются сведения не об одних землях, а о всех вообще недвижимых Имуществах, к которым относятся и домы и заводы и т.п. и если упомянуто исключительно о землях и угодьях, то в том смысле, узаконенную ли пропорцию оне поступили в ведение, или иначе. Почему присланные Вами сведения возвратить, как неполныя, при том объяснить, что в ведомости Вашей нет валовой цифры о количестве земли,  отданной в надел Церковным причтом…»[14].

Таким образом, Правление, ознакомившись с представленной окружными церквями информацией, посчитало  ее – и, судя по всему, не без основания, – заведомо неполной, поскольку в нее не вошли сведения о недвижимости, о наличии которой оно, судя по всему, знало наверняка. Служители же церквей округа, вероятно, по незнанию или просто по непониманию, отнесли к недвижимости одни лишь земли.

Находящиеся в этом же Деле уточненные Ведомости показывают, что так все и обстояло: не из недоброго умысла, –  полагаю, такое было просто невозможно, – а исключительно по причине неверного истолкования самого термина “недвижимость” священноцерковнослужители округа не включили в списки относящееся к этому понятию имущество. Вот сразу и не попали в отчетность как уже построенные при Покровской церкви в Мултане дома, так и имевшиеся при Покровской церкви в селе Балезино деревянные лавки.

Что же было написано про здания в новых Ведомостях? В представленной «при Рапорте от 13 дня Июня 1860 года за № 141м» Ведомости о недвижимых имуществах при церквях Поломского благочиния читаем в самом низу 1-й графы, после сведений о Мултанской церкви: «Примечание: при означенных церквах ни каких других не движимых имуществ не имеется, кроме Мултанской церкви и Балезинской». Над этим Примечанием – сразу под информацией о Мултанских церковных землях – дополнительная приписка, сделанная простым карандашом, очевидно, в самом Духовном Правлении: «Два каменные одно-этажные домы, из коих каждый в длину 5 саженей, а в ширину 4 сажени»[15].

Вот оно – первое обнаруженное упоминание о зданиях, выстроенных когда-то возле Мултанской церкви и сохранившихся до наших дней! Кстати, в том, что характеризуются они в 1860-м году как одноэтажные, никакого несоответствия истине нет: факт их “подрастания” до двух этажей подтверждает в своей статье непосредственный свидетель данного события – священник Василий Курбановский. Он пишет, вновь попутно подчеркивая свою версию относительно даты их появления: «Два каменных одноэтажных дома, устроенных вместе с церковною оградою в 1854 году, были надстроены в 1897/8 г. вторыми этажами, правый – каменным, для помещения земскаго училища, и левый – деревянным, для церковно-приходской женской школы»[16].

Интересно, что в книге Е.Ф.Шумилова «Православная Удмуртия. История Ижевской и Удмуртской епархии. ХХ век», вышедшей в издательстве Удмуртского государственного университета в 1996 году, на странице 185 можно увидеть размещенную там фотографию двухэтажного здания, внешне удивительно напоминающего одно из изучаемых нами зданий, а именно то, у которого только первый этаж выложен из кирпича, а второй, сложенный из бревен, обшит снаружи профильными досками. На переднем плане снимка отчетливо видна и увенчанная решеткой каменная ограда, непосредственно примыкающая к зданию. Тем не менее, надпись под фотографией гласит, что на ней изображена не церковно-приходская женская школа при Покровской церкви с. Новый Мултан, а “Церковно-приходская школа, основанная в 1905 г. при церкви св. Дмитрия Солунского в Мушковае (Увинский р-н)” [17].

Однако внимательное изучение данного снимка не оставляет никаких сомнений в том, что это именно одно из тех двух зданий, которым посвящена тема нашего исследования, а именно, здание церковно-приходской женской школы при Покровской церкви с. Новый Мултан, о которой и написал в своей статье священник Василий Курбановский. Тем более что имеющиеся в архивах документы по церкви св. Дмитрия Солунского ничего не говорят о каком-либо похожем сооружении, когда-либо выстроенном в селе Мушковай. Судя же по характерным деталям архитектурного облика здания школы, в частности, добротному деревянному пристрою, полноценным окошкам полуподвального помещения, сложенной из кирпича ограде с очень хорошо сохранившейся витой чугунной решеткой, фотография была сделана не позднее 20-х годов ХХ века и, очевидно, является самым удачным, на сегодняшний день, снимком Мултанской церковно-приходской женской школы.

Ну, а то, что оно названо в книге приписанным к церкви св. Дмитрия Солунского в Мушковае, очевидно, можно считать всего лишь досадной погрешностью уважаемого историка.

Но вернемся непосредственно к предмету нашего исследования. Найдем ли мы ответ на вопрос, на чьи средства здания в Новом Мултане были построены, кто изначально являлся их хозяином?

Дальнейшее изучение документов показывает, что предложенные Правлением поправки помогли служителям церкви окончательно определиться с формулировками представляемой по Указу информации, и последний вариант «Ведомости о недвижимых имуществах, принадлежащих к Мултанской Покровской церкви Малмыжскаго уезда» принял, наконец, тот вид, который и поможет нам сейчас – через полтора столетия после описываемых событий – расставить почти все точки над “I” в довольно запутанной, как оказалось, истории создания двух самых старинных сохранившихся зданий Нового Мултана.

Итак, в графе “Наименование и пространства имуществ” читаем: «Малмыжскаго уезда при Мултанской Покровской церкви: Пахатной земли 33 дес. Под церковию и домами и усадьбами Священноцерковно-служителей 9 десятин». Тут же, в графе “Назначение имуществ”, уточняется: «Пахатная земля отведена для пользы  Священноцерковнослужителей, но оною пользуются поселяне без всяких условий». (При таком положении дел вполне естественно, что приносимые от земли доходы обозначены духовенством, как “неизвестные”).

И, наконец, самая полная на тот момент информация об интересующих нас зданиях.

Вначале, почти слово в слово с рекомендованной Правлением формулировкой, дано их описание: «Два каменные одноэтажные дома, из коих каждый в длину 5 саженей, а в ширину 4 саженей». Отражено также и назначение: «Один из них построен для собраний и отдохновения посещающих церковь прихожан, а в другом помещается приходское сельское училище»[18].

Здесь, думаю, имеет смысл немного прерваться в изучении документа, чтобы проследить историю возникновения этого училища. Это важно, поскольку Василий Курбановский в своей статье, наряду с прочим,  отмечает, что именно в 50-е годы XIX века усилиями духовенства Покровской церкви школьное дело получило особое развитие, что сыграло большое значение для успехов в христианском и общем просвещении вотяков Мултанского прихода. В частности, стараниями известного Глазовского миссионера протоиерея Иосифа Стефанова «…были выписаны и разосланы по церквям более 1000 азбук, как для обучения приходских детей, так и продажи при церквях, причем на Мултанскую церковь было получено 72 экз. азбук. Кроме того, еще в 1850 году прислано было в Мултан 25 евангелий на вотском наречии и 50 книг начатков христ.учения»[19]. В этом перечне обращает на себя особое внимание то, что среди присланных книг перечислены евангелия, напечатанные не на русском, а на родном для большинства местных прихожан вотском (удмуртском) языке, что само по себе говорит о многом. Книги эти частью употреблялись при  домашнем обучении приходских детей, частью же раздавались грамотным прихожанам. Таким образом, отмечает автор статьи, дело обучения священнослужителями детей своих прихожан было в Мултане сравнительно в хорошем состоянии, чем снискало себе даже одобрение и похвалу Епархиального начальства. Именно поэтому к концу 50-х годов Мултанское духовенство начинает хлопотать, также по призыву миссионера Стефанова, об открытии в селе приходского училища. Для этого училища духовенство и уступило (как пишет В.Курбановский, “не безмездно впрочем”) один из 2-х вновь построенных каменных церковных домов. С января 1860 года приходское училище в Мултане было открыто, и наставником в него был определен 1-й священник Покровской церкви отец Иоанн Капачинский[20]. Кстати, факт открытия училища и назначение отца Иоанна его наставником именно в январе 1860 года, то есть, еще до получения  Указа Святейшего Правительствующего Синода от 18 Января 1860 года, за № 123, о представлении «…сведений о всех вообще недвижимых имуществах, принадлежащих духовным установлениям…», сами по себе являются прямым подтверждением того, что Глазовское Духовное Правление было заранее поставлено в известность самим Мултанским духовенством о наличии у прихода недвижимости, о которой мы и ведем сейчас разговор.

И вновь вернемся к непосредственному предмету нашего исследования. Из содержания следующей графы Ведомости, в которой идет речь о доходах, приносимых от использования имеющегося недвижимого имущества, становится ясным, что имел в виду Василий Курбановский, когда писал, что  духовенство уступает один из домов “не безмездно…”: «Первый не приносит дохода; а за посещение училища в последнем полагается 28 рублей в год»[21]. Однако в таком, казалось бы, сугубо меркантильном подходе служителей церкви к использованию имущества не представляется ничего крамольного – ведь только на «…отопление и поддержание сих домов…», по здесь же приведенным данным, церковь расходовала в год от 5 до 8 рублей[22]. И это при том, что вторым из домов прихожане пользовались совершенно бесплатно.

А далее – действительно историческая, знаковая запись, которая дает нам, наконец, однозначный ответ на вопрос, кому же принадлежали эти здания с самого начала их появления на Мултанской земле, и кому они, по праву, должны были принадлежать и сейчас?

Эта запись, сделанная в Ведомости в графе «Как означенныя имущества приобретены», гласит: «Построены на церковную прикладную сумму»[23].

Таким образом, единственным законным владельцем рассматриваемых зданий с момента их постройки и до самого изъятия советской властью в 1918-1919 годах, являлась Покровская церковь села Новый Мултан. И это, пожалуй, главный итог проведенного нами исследования.

 

 

Какова же нынешняя судьба этих зданий? Как оказалось, она не менее интересна, чем их прошлая история.

На всем протяжении существования в селе Новый Мултан Покровской церкви одной из важнейших составляющих деятельности ее настоятелей и священнослужителей продолжала оставаться миссионерская, образовательная деятельность. Однако Советская власть прервала её в 1917-18 годах, отделив школу от Русской Православной церкви, а саму РПЦ  – от какого бы то ни было  участия в образовательном процессе.

Тем не менее – вот парадокс истории – к началу XXI века оба здания оказались в собственности расположившегося в советские годы на бывшей церковной территории Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Ново-Мултанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида».

Почти 70 лет в селе Новый Мултан не было своего Прихода, однако в 2004 году группа прихожан выступила с инициативой восстановить историческую справедливость и возродить, в память о бывшей здесь когда-то Покровской церкви, Приход Храма Покрова Пресвятой Богородицы.

На основании письменного подтверждения о принадлежности Епархии вновь организуемого Прихода, выданного Епархиальным архиереем Архиепископом Ижевским и Удмуртским Николаем, 28 июня 2004 г. Управлением Министерства юстиции РФ по Удмуртской Республике было принято Решение о государственной регистрации некоммерческой организации «Местная Православная религиозная организация Прихода Храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Новый Мултан Увинского района Удмуртской Республики Ижевской и Удмуртской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)», а 6 июля 2004 г. Приход был зарегистрирован и как юридическое лицо.

25 мая 2004 г. Указом Архиепископа (ныне Митрополита) Ижевского и Удмуртского Николая Настоятелем и одновременно Председателем Приходского совета Прихода Храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Новый Мултан Увинского района Удмуртии был по совместительству назначен священник о. Максим (Пислегин), являвшийся одновременно Настоятелем и Председателем Приходского совета Храма Святого Благоверного Великого князя Александра Невского с. Удугучин, также Увинского района Удмуртской Республики, и одним из главных инициаторов возрождения Прихода в селе Новый Мултан.

4 декабря 2006 г. Распоряжением Правительства Удмуртии за № 1244-р, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 г. № 490 «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения» и на основании Справки, подготовленной по моему запросу Центральным Государственным архивом Удмуртской Республики, подтвердившей имущественную принадлежность до Октябрьского революции 1917 года двух сохранившихся зданий Покровской церкви села Новый Мултан, оба они 18 августа 2008 г. были безвозмездно переданы (возвращены) Приходу Храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Новый Мултан Увинского района Удмуртии.

13 февраля 2009 г. Управление Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике выдало Приходу Свидетельства о государственной регистрации права Местной Православной религиозной организации Прихода Храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Новый Мултан на эти здания, ранее исторически принадлежавшие Покровской церкви. На основе одного из них, оба этажа которого были когда-то полностью сложены из кирпича, было решено возродить в Новом Мултане Храм Покрова Пресвятой Богородицы.

В настоящее время, на основании разработанного и утвержденного по благословению Митрополита Ижевского и Удмуртского Николая проекта реконструкции этого здания, на спонсорские средства ведется восстановление и одновременно строительство возрождаемого Храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Новый Мултан.

Но и это еще не всё.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Координационным комитетом  по поощрению социальных, образовательных, культурных, информационных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви с 7 апреля 2011 года был объявлен II-й этап открытого грантового конкурса «Православная инициатива-2011», направленный на поддержку православных гражданских инициатив по достойному устроению жизни. По условиям конкурса, проекты, признанные победителями грантового конкурса, должны были получить на их реализацию по 500 000 (Пятьсот тысяч) рублей.

По благословению Митрополита Ижевского и Удмуртского Николая, 16 мая 2011 года в учебном классе Ижевского епархиального управления на территории Свято-Троицкого Собора г. Ижевска прошел семинар по участию Епархиальных структур в грантовом конкурсе «Православная инициатива». По поручению настоятеля Прихода Храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Новый Мултан о. Максима (Пислегина), я принял в этом семинаре участие, как представитель Прихода и член Приходского собрания этого храма, отвечающий за его внешние связи.

После обсуждения итогов семинара, Приход решил выступить с инициативой принять участие в данном конкурсе по направлению «Культура», а именно, представить на конкурс проект организации Православной библиотеки при Приходе Храма Покрова Пресвятой Богородицы села Новый Мултан Увинского района Удмуртской Республики для воспитанников с отклонениями в развитии, обучающихся в Государственном специальном (коррекционном) образовательном учреждении «Ново-Мултанская специальная (коррекционная) общеобразова-тельная школа-интернат VIII вида», а также для всех прихожан храма. Причем разместить эту библиотеку, согласно проекту, предлагалось непосредственно в здании восстанавливаемого Храма.

Эту инициативу Прихода поддержал митрополит Ижевский и Удмуртский Николай, по благословению которого я был назначен автором и руководителем проекта, а также лицом, ответственным за его реализацию. Данный проект был подготовлен и до 1 сентября 2011 года представлен в Москву, в Координационный комитет конкурса, как это и было оговорено его условиями.

Всего на конкурс поступило 1157 заявок из 72 регионов РФ и 23 регионов Ближнего Зарубежья.

В анализе заявок приняли участие 127 экспертов, среди которых были как представители Русской Православной Церкви, так и государственной власти, предпринимательства, СМИ, общественные деятели. Определял полезность и необходимость реализации проектной инициативы Экспертный Совет конкурса.

Вначале проекты изучали на соответствие формальным признакам (ясность целей, задач, результата, плана реализации, прозрачности бюджета). Далее заявки анализировали с содержательной точки зрения. Это актуальность решаемой проблемы, оригинальность решения, возможность продолжения деятельности по проекту после завершения грантового финансирования. Проект получал дополнительные баллы, если в его реализации было запланировано партнерство Церкви, органов власти, бизнеса и общественности.

В результате к финансированию был рекомендован 351 проект на сумму более 100 миллионов рублей. Из них 86 проектов по направлению «Образование и духовное становление личности», 94 победителя по направлению «Социальное служение», в номинации «Приюты» поддержка согласована для 48 организаций, в направлении «Культура» — 103, «Информационное» (проекты по развитию СМИ) – 20.

10 ноября 2011 года, Экспертным комитетом были подведены окончательные итоги  конкурса, опубликованные на сайте http://pravkonkurs.ru/ Информация об этом была размещена также на официальном сайте Ижевской и Удмуртской епархии http://www.udmeparhia.ru/diocese/news/news_1247.html

Победителями конкурса от Удмуртской Республики были признаны следующие проекты (именно в такой последовательности они и были объявлены):

  • «Организация Православной библиотеки». Храм Покрова Пресвятой Богородицы, село Новый Мултан.
  • Учебный курс «Основы иконописи и реставрации». Приход Свято-Михайловского Собора Ижевска, отдел религиозного образования и катехизации, иконописная школа «Ставрос», г. Ижевск.
  • «Чудотворный мостик». МУК «Игринская районная библиотека», п. Игра.
  • «Посейте зернышко любви». ООО «Матери против наркотиков», г. Ижевск.

Трудно передать словами нашу радость, которую мы, представители Прихода Храма Покрова Пресвятой Богородицы села Новый Мултан, испытали, ознакомившись с его результатами. Ведь эта победа в конкурсе была и нашей личной победой, показавшей, как много могут достичь люди, движимые общей, светлой идеей.

В настоящее время Приходом уже получена первая половина суммы выигранного гранта, всем ходом осуществляется закупка современного мультимедийного оборудования, мебели и, конечно же, книг для создаваемой библиотеки. И все это расположится в помещении, выделенном в здании восстанавливаемого Храма, то есть, в одном из тех сохранившихся зданий Покровской церкви, которым и было посвящено настоящее исследование.

 

…Что же касается точной даты окончания их строительства, найденные документы не позволяют пока сделать окончательный вывод. Тем не менее, они позволяют утверждать, что дома были построены не в 1853 или 1854 г.г., как предполагалось ранее, а где-то между 1857-м и 1860-м годами. Точнее же ответить на этот вопрос, хочется верить, помогут еще не изученные архивные документы.

А  значит, есть повод продолжить работу!

[1] ЦГА УР, ф. Р-452, опись 1, д.116, л.80.

[2] Удмуртская Республика: Энциклопедия. Ижевск: Издательство «Удмуртия», 2004. С. 136-137.

[3] ЦГА УР, ф. 245, опись 1, д.7398, л.1.

[4] Шумилов Е. Ф. Удмурты-предприниматели: // Своё дело. – 2002. – № 2. – С. 22–23.

[5] ЦГА УР, ф. 245, опись 3, д.341, л.9об.

[6] ЦГА УР. Вятские Епархиальные ведомости. 1900 г., № 18, Сентября 16-го. С. 844.

[7] Православные храмы Удмуртии: Справочник указатель. – Ижевск: Удмуртия, 2000. С. 26.

[8] ЦГА УР, ф. 296, оп. 1, д.5, л. 2об.

[9] ЦГА УР. Вятские Епархиальные ведомости. 1900 г., № 13, Июля 1-го, С. 589.

[10] ЦГА УР, ф. 191, оп. 1, д. 84, л. 18.

[11] ЦГА УР, ф. 191, оп. 1, д. 84, л. 21.

[12] ЦГА УР, ф. 191, оп. 1, д. 84, л. 18об., 19.

[13] ЦГА УР, ф. 191, оп. 1, д. 84,  л. 2об.

[14] ЦГА УР, ф. 191, оп. 1, д. 84, л. 11б, 11б об.

[15] ЦГА УР, ф. 191, оп. 1, д. 84, л. 7об.

[16] ЦГА УР. Вятские Епархиальные ведомости. 1900 г., № 18, Сентября 16-го, С. 853.

[17] Шумилов Е. Ф. Православная Удмуртия. История Ижевской и Удмуртской епархии. ХХ век. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1996. 264 с. С. 185.

[18] ЦГА УР, ф. 191, оп. 1, д. 84, л.10об.

[19] ЦГА УР. Вятские Епархиальные ведомости. 1900 г., № 18, Сентября 16-го, С. 844.

[20] ЦГА УР. Вятские Епархиальные ведомости. 1900 г., № 18, Сентября 16-го, С. 844.

[21] ЦГА УР, ф. 191, оп. 1, д. 84, л. 10об.

[22] ЦГА УР, ф. 191, оп. 1, д. 84, л.л. 10об.-11.

[23] ЦГА УР, ф. 191, оп. 1, д. 84, л.11.

Комментирование запрещено